В рамках ежегодного фестиваля "Летние балетные сезоны" на сцене РАМТа прошли двухдневные гастроли "Киев модерн-балета". В первый день украинская труппа под руководством молдавского хореографа Раду Поклитару показала один из хитов своего репертуара — балет в двух сериях "Кармен TV". Рассказывает МАРИЯ СИДЕЛЬНИКОВА.
В Москве о выпускнике Пермского училища Раду Поклитару узнали после Московского международного конкурса артистов, где в 2001 году он получил первую премию за хореографию. Тогда на многолетнем безрыбье Поклитару стал не просто лучшим, а фактически единственным хореографом на всем постсоветском пространстве, с чьим именем связывались большие надежды. Заручившись поддержкой профессионалов, Поклитару пошел в массы: спустя два года вместе с английским режиссером Декланом Доннелланом он уже ставил свою версию "Ромео и Джульетты" в Большом театре. Проклятия в адрес спектакля смешались с ликованием, причем не только в Москве, но и на гастролях в Лондоне. Однако скандальная постановка сыграла на руку молодому хореографу — посыпались предложения, в том числе и от украинского мецената Владимира Филиппова, который дал Поклитару карт-бланш на создание собственной труппы "Киев модерн-балет". Привезенный в Москву "Кармен TV" стал премьерным спектаклем новоиспеченной команды, собравшим на Украине все главные театральные награды.
От классического прочтения французской новеллы Раду Поклитару не оставил и следа. Центральным персонажем он сделал крестьянку Микаэлу (Елена Долгих), превратив ее в мечтательную блондинку, с головой погруженную в просмотр телесериала (отсюда и пресловутое TV в названии). По телевизионным законам он упростил и сюжет, и персонажей: Кармен (Ольга Кондакова) — похотливая примитивная девица крутит то Хозе (Дмитрий Кондаков), то Эскамильо (Алексей Бусько), в то время как благочестивая дуреха Микаэла, брошенная Хозе, страдает перед телевизором в надежде на возвращение любимого. Увлеченная сюжетом, она то и дело вырывается на сцену, чтобы вмешаться в ход событий, и в итоге именно ее рукой Хозе убивает Кармен. Трагический финал с арестом Поклитару меняет на жизнеутверждающее торжество экранной справедливости: Хозе возвращается к Микаэле.
Свой спектакль Раду Поклитару последовательно сводит к незамысловатой карикатуре, в которой все персонажи гротескные маски. Не скатываясь в пошлость, но стремясь к зрелищности и доступности, он иронизирует над штампами хрестоматийных постановок. Так, эффектный выход Кармен Поклитару оборачивает беспомощными метаниями распущенной девки под знаменитую хабанеру (за музыкальную основу взято попурри из хитов оперной "Кармен" Жоржа Бизе). А с "куплетами тореадора", неуклюже мямля сапатеадо, на сцене появляется ослепительно красивый и безнадежно глупый атлет, при виде которого все женщины как одна рушатся на пол и готовы носить его на руках. Телевизионный антураж, который, по всей видимости, был призван актуализировать спектакль, лишь обезличил его, превратив в рядовой продукт прайм-тайма. Что, впрочем, для летней публики весомый плюс. Поклитару не раз упрекали в заимствованиях у европейских звезд современной хореографии, но он своим главным кредо считает свободу, позволяющую ему "оперировать многими стилями". В "Кармен TV" свобода завела хореографа так далеко, что Матс Эк при случае может смело ему доверить постановку своих спектаклей.